Кожин Николай Фомич

Кожин Николай Фомич

Чудовский поисковый отряд имени А. Ерастова :

Август никак не отпускает меня, и, значит, чудеса продолжаются:).
Конечно, любое возвращение из небытия героев Великой Отечественной – это чудо.. История, произошедшая с красноармейцем Николаем Фомичем Кожиным, моим земляком, не ординарная по сути.

Началась она летом 1941 года, когда рядовой Кожин заполнил смертный медальон. Жить ему оставалось по нашим меркам всего ничего — месяц, полтора. В августе 1941 года он погиб, на тверской земле, недалеко от деревни Борок. На тот момент это была Смоленская область, Октябрьский район.

Семья бойца, жившая в селе Ашап, Ординского района, Молотовской области (ныне Пермский край), получила в 1946 году похоронку -«пропал без вести».

Отматывая события назад, понимаю, как сработал в очередной раз неписаный закон поисковиков «не мы выбираем бойцов, а они выбирают нас», и насколько же терпеливым оказался мой земляк.

Солдат ведь мог вернуться домой, к родным, раньше, еще в 90-х годах. Тогда его останки вместе останками боевых товарищей по 243 стрелковой дивизии были подняты в Западнодвинском районе Тверской области поисковым отрядом «Память» (командир Анатолий Ермолаев). Упокоились солдатики в г. Ильино, как неизвестные. В 90-х не срослось, не получилось, не судьба была установить их имена.

Может и к лучшему, если учесть насколько продвинулся уровень техники, технологии с тех пор. Да и вероятность попасть в загадочную папку с медальонами, которая никак не вернется в отряд «Память», была велика. Впрочем, я отвлеклась.

Прошло еще два десятка лет, и в августе 2018 поисковый отряд «Память» (командир Надежда Лучкова) полностью обновленным составом, наткнулся на тот самый старый раскоп. Решили проверить и перебрать отвалы. И удача…4 медальона и мелкие фрагменты останков.

Как выбирают павшие своих проводников, по каким критериям ведут отбор — мне не неизвестно. Возможно, когда-нибудь узнаю, если там, наверху, разрешат. А пока могу только констатировать. Боец В.Г. Чусовлянкин, мой земляк, доверился Дмитрию Гендину. Курганец Н.И. Пермяков открылся Олегу Гриве и Сергею Ершову. Кировчанин И.И. Луппов взял в проводники Ивана Пушкова. Все солдаты считались пропавшими без вести с 1941 года. Родственники почти у всех нашлись сразу. «Почти», потому что поиск внука бойца Луппова, затерявшегося в Москве, продолжается… Не смотря на семейную драму, дед Илья Иванович Луппов ждет своего внука Владимира.

Последний, 4-й медальон, самый сложный, попал в руки Виктора Кочергина. Вкладыш к медальону — стандартный типографский бланк на первый взгляд не заполнен. Нужен был хороший скан, что бы окончательно убедиться в этой версии. Фотосалон, в который обратился Виктор, преподнес «сюрприз». Сотрудники отказались сканировать вкладыш из-за сильного аммиачного запаха медальона.

А дальше с медальоном стал работать Олег Гусев, поисковик, ведущий специалист лаборатории «Солдатский медальон». Его вердикт был неутешителен — медальон чистый, буквы не просматриваются. Хозяин медальона терпеливо подождал еще год.

Звезды сошлись в конце августа 2019 года, когда Олег Гусев решил очистить вкладыш от ржавчины и грязи с помощью щавелевой кислоты. Я могу только догадываться, что творилось в душе Олега, когда на чистом вкладыше…вдруг стали появляться буквы и цифры: Кожин Николай Фомич, 1906, красноармеец, уроженец Молотовской области, Ординского района, Ашапского с/совета, села Ашап…

Родственники Николая Фомича Кожина нашлись быстро. Еще бы, солдат уже не мог ждать, он меня словно подгонял. Звонок в Ашапскую библиотеку сразу попал в цель. Библиотекарем оказалась… Кожина Ирина Николаевна, дальняя родственница бойца по мужу, правда, это выяснилось потом.

Из рассказов внучек: «На каждой улице села Ашап до войны — был создан маленький колхозик. Дед возглавил колхоз на своей улице. Личное хозяйство у него было по тем временам крепким: большой двухэтажный дом, в котором жила семья. В хлеву — кормилица-корова, овцы, поросята, куры. Работали от зари до зари, растили детей. А их в семье – семеро(СемьЯ), пять дочек и двое сыновей!

Всё изменила война. Как выжили? Да как вся Россия, работали, голодали. Лепешки с лебедой считались праздничным лакомством. А порой ужинали только отварной луковицей. Бабушка (Александра Павловна Кожина) всех 7- х детей сохранила, подняла и воспитала достойными людьми. До сегодняшнего дня дожила одна дочь — Валентина Николаевна. Она находится в тяжелом физическом состоянии, но ей осторожно должны сообщить о возвращении отца с войны. А всего у деда 15(!) внуков и внучек, проживающих на территории Пермского края и Латвии.

Последнее письмо от деда было из Смоленской области, он шифровался «здесь идет большая жатва». Поэтому в семье было понимание, что следы деда надо искать где то на Смоленщине». Я объясняю, насколько они правы, Николай Фомич, действительно, погиб на тот момент в Смоленской области. Хотя сейчас – это Тверская.

Внучки с благодарностью восприняли весть, что их дед не пропал, не сгинул на войне, а погиб, как герой. Они передают низкий-низкий поклон до самой земли всем-всем причастным к чудесному возвращению в семью — Кожина Николая Фомича! Что я с удовольствием делаю…

Говорят, что чудеса происходят тогда, когда в них верят. Я не только верю в чудеса. Я верю в ребят из отряда «Память», верю в Надежду Лучкову, в Виктора Кочергина и Олега Гусева. Они творят чудеса, забирая у войны пропавших без вести героев и неся в семьи радостную весть. Я не оговорилась, я знаю точно, весть — радостная, хотя и со слезами на глазах…

#ЛабораторияСолдатскийМедальон

Будьте в курсе новостей лаборатории «Солдатский медальон» :
мы в VK
https://t.me/LabSolMed Telegram канал
https://expertiza-lsm.ru официальный сайт

0

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Корчевой Сергей

Кожин Николай Фомич 0
Комментарии: 0Публикации: 104Регистрация: 08-04-2021

Похожие записи

Добавить комментарий